Сколько кружков должно быть у вашего ребенка?
Психолог школы Мира Маннапова даёт свои рекомендации.
В какие кружки и секции вас водили в детстве? Доставляли они вам неимоверные страдания или стали основой для выбора будущей профессии? Это было ваше желание или родителей?
Сегодня существует много советов о том, как можно «правильно выбрать кружок своему ребенку». От простейшего «лишь бы рядом с домом и все в одном месте» до «уже с пеленок надо растить гения».
Мы хотим вам предложить психологический подход к выбору кружка. В его основе лежит несколько идей:
1) формирование безопасного и разностороннего опыта.
В возрасте до 12 лет интересы ребенка формируются стихийно. Дети увлекаются тем, что получается хорошо, чем занимаются в семье, «куда родители отдали», тем же, что популярно у сверстников.
При этом наша основная задача в развитии для этого возраста – сформировать адекватный и разнообразный жизненный опыт. Его наличие позволит ребенку в более старшем возрасте осознанно выбирать виды деятельности, которые доставляют ему удовольствие и отказываться от тех, что для него являются лишними хронофагами. Самостоятельное принятие решений о персональной траектории своего развития – наш способ сформировать у ребенка чувство ответственности за свою жизнь и свою самореализацию.
2) Мотивация к развитию.
Большинству родителей кажется, что если их ребенок часто меняет свои увлечения – то это катастрофа, мол у него страдает устойчивость интересов, он не умеет преодолевать себя и справляться со сложностями.
Такая оценка ситуации имеет место, если:
✅ Ребёнок меняет кружки чаще, чем раз в год.
✅ Родитель забирает ребенка из секции после первого же «не хочу».
✅ Когда перестали ходить/водить, потому что «что-то стало не до этого» и с «с нового года займемся другим».
Годовой опыт посещения разноформатных или разнонаправленных кружков способствует тому, что у ребенка формируется повышенная готовность к усвоению нового, гибкость мышления, способность переносить накопленный опыт в новую реальность, общая эрудиция.
Безусловно, за это время ребенок не станет специалистом в какой-то теме, он поверхностно познакомиться предметом. Однако выгоды от развития soft-skills (надпрофессиональных навыков) очевидны!
3) Компенсация личностных особенностей ребенка (самый важный пункт!)
«Что родилось, то родилось!» Генетика - это фундамент, который задает параметры для формирования нашей личности. Но мозг - очень гибкая система, его способность к адаптации огромна.
На этом основан удивительный феномен, что наши троечники-одноклассники, участвующие в КВН и занимающие в туристических кружках, вдруг в зрелом возрасте превращаются в очень успешных людей, а вот отличники и медалисты ведут жизнь офисного планктона. Мозг накапливает разнообразный практикоориентированный житейский опыт и его количество с течением времени превращается в качество.
Еще один странный, но интересный пример. Многие люди с диагностированным расстройством личности способны адаптироваться и вести обычную жизнь. Как это возможно? Все дело в том, что мозг обучаем и способен усваивать новые модели поведения. Посещение занятий, направленных на формирование конкретного и необходимого навыка позволяет скомпенсировать личностные особенности (например, театральный кружок учит выражать мысли и чувства через копирование готовых моделей поведения, бисероплетение повышает концентрацию внимания, групповые виды спорта – развивают навык сотрудничества и проч.).
Именно поэтому формируя список кружков и секций для своего ребенка на новый учебный год, задайте себе и ему несколько вопросов:
1) Чем ребенок интересуется, что его увлекает, чем он сам хочет заниматься?
Так выбирается кружок, который поддерживает мотивацию ребенка к развитию.
2) Каковы особенности выбранного кружка? На развитие каких особенностей личности он направлен?
Варианты:
- интеллектуальное/физическое/эстетическое развитие;
- индивидуальное/групповое по форме занятий;
- развитие лидерских навыков и персональных стратегий/навыков сотрудничества;
- развитие социальных навыков, коммуникабельности/навыков концентрации внимания, креативности/способностей к адаптации и гибкость мышления.
Второй кружок можно выбрать по принципу от противного, в противовес первого. Это позволит сделать развитие разносторонним и разнообразным.
3) Что у вашего малыша западает? Какой навык, умение, способность, функция требуют дополнительного внимания? Что он не умеет делать? Что является в этом году его «зоной развития»?
Опираясь на схему вариантов в п.2. подберите третий кружок, который будет способствовать развитию западающих навыков.
В любом случае выбирать вам, что должно войти в список дополнительных занятий для вашего ребенка. Но все же помните, скомпенсировать личностные особенности и повысить адаптивность личности можно с помощью формирования эффективного пакета дополнительных занятий. А вот что из этого станет увлечением на всю жизнь, профессией, сферой вдохновения, обеспечивающий «желание жить» решит уже сам ребенок позже.
Comments