Учебная мотивация: откуда она берется?
Рубрика психолога школы Миры Маннаповой.
Повезло тем родителям, чьи дети хотят учиться. Но так бывает не всегда.
Давайте разберемся что такое мотивация и как можно на нее воздействовать.
Итак, мотивация простым языком – это внутреннее желание человека что-то делать.
За этим стремлением могут стоять:
1) Любопытство – желание узнать, попробовать, прикоснуться к новому.
Таким образом, если вы развиваете у ребенка познавательный интерес, то школа, уроки и учитель - это инструменты для его удовлетворения. Как это устроено? Из чего это состоит? Как так случилось? Кто это изобрел? А ты знаешь, как это получается? Вопросы – лучший стимулятор мозговой активности. Хорошо, если хотя бы часть ответов есть у вас, но не страшно, если вы вместе с ребенком займетесь исследованием этого вопроса, привлекая себе в помощь гаджеты, познавательные каналы и экспертов, или даже совместное экспериментирование в реальном времени.
2) Стремление быть лучше других – как ни парадоксально, но «быть лучше» может означать «быть умнее».
Развивать у ребенка амбициозность, конкурентные стратегии, желание быть первым, получать больше можно не только на примере спортивных соревнований или в навыках убеждения. А что если соревноваться с другими или с самим собой в общей эрудиции или в наличии глубоких знаний по предмету?
Что нового ты узнал? Что интересного ты можешь рассказать ребятам? Какой полезной информацией, интересным опытом ты можешь с ними поделиться?
Один из хороших способов поддержать самооценку ребенка – сделать его носителем интересных или уникальных знаний. В дополнение, это позволит ребенку найти свое место в коллективе.
3) Системные (семейные или социальные) установки – например, «учиться модно», «знание - сила», «школа – это круто!» и проч.
Все мы родом из семьи, как это ни банально. Случайно или специально ребенок может стать свидетелем нашего отношения к процессу учебы. Что вы обычно говорите про школу, учителя, трудные задачи и разные предметы. Какие смешные истории из вашего детства знает ребенок?
Например, о том как вы однажды прогуляли школу, напроказничали, сурово подшутили над одноклассником или о том, как весело и интересно было учиться, какой у вас был дружный класс и какой предмет вам в школе очень нравился? Личный пример родителя и его школьные истории – это то, что влияет на формирование базовых установок и убеждений ребенка относительно учебы.
Это совершенно точно не означает, что нужно скрывать правду или придумывать несуществующие истории, но важно прислушаться к себе – какие истории о школе принято рассказывать в вашей семье.
4) «Разрешение на ошибки» - отсутствие страха перед сложным, новым, непонятным.
Иногда в качестве тормоза учебной мотивации выступает страх ошибки. А что если у меня не получится? А что если я задам вопрос и буду выглядеть глупо? Это слишком сложно, долго, требует от меня усилий…
Такое случается, когда ребенок в детстве не пережил «опыт совершения ошибок». Например, ему не дали шанса самому научиться завязывать шнурки – вся обувь была на липучке или ему всегда приходили на помощь, другой вариант – он побеждал во всех играх и получал только позитивные отзывы о своих достижениях, никогда не слышал конструктивной критики в свой адрес или советов, как можно улучшить полученный результат.
Что делать? Учиться делать работу над ошибками, помогать преодолевать трудности и рассказывать, как можно действовать иначе подобных ситуациях в будущем.
Посмотрите на своего ребенка незамутненным, объективным взглядом:
- хочет ли он учиться? (не путайте с желанием/нежеланием ходить в школу!)
- есть ли у него стремление к получению знаний?
- какие из 4х пунктов у него «западают»?
Теперь вы можете сделать первый шаг к тому, чтобы стимулировать развитие у ребенка учебной мотивации.
Продолжение следует...
Comments