Эмоциональный интеллект: что должны знать родители?
«Что делать с капризами?»
«Мой ребенок часто очень бурно реагирует на проигрыш или отказ» «Что делать, если ребенок на все реагирует обидой?»
Вопросы про эмоции ребенка, и что с ними делать – самые частые в работе школьного психолога. Их задают не только родители младших школьников, но и старших классов. Есть 4 основных проблемы, которые могут привести к такому бурному проявлению эмоций:
• Ребенок не идентифицирует или неверно идентифицирует свои эмоции (он просто не знает или не понимает, что чувствует).
• Ребенок не знает, не умеет выражать свои чувства (знает только ограниченный набор способов – например плач, который всегда срабатывал в детстве, или крик, обиду и т.п.)
• Ребенок не идентифицирует, не понимает чувства других, он замечает видимое поведение другого, но не чувства, которые стоят за ним.
• Ребенок не знает, как реагировать на чужие чувства, как действовать в разных ситуациях.
В таких ситуациях принято говорить об особенностях развития эмоционального интеллекта ребенка (ЭИ — это способность хорошо понимать свои и чужие эмоции, чувства и переживания, взаимодействовать с окружающим миром и внешними обстоятельствами).
Почему так происходит ❓
Родители часто уделяют много времени развитию интеллектуальных способностей своего малыша, лидерству, развитию конкретных навыков, но мало работают с чувствами, считая, что чувства – это нечто, не требующее целенаправленного обучения и поддержки.
В сложных ситуациях, когда ребенок начинает демонстрировать, как нам кажется, «неадекватные чувства» родители часто включают либо свою авторитарную роль, которая может в будущем привести к тому, что ребенок закроется, у него будет формироваться неадекватная самооценка, или дают такое количество тепла и поддержки, что дети начинают выделять алгоритм «истерика-бонус» и таким образом у них формируется манипулятивное поведение.
Что делать ❓
Каждый спорный/эмоциональный момент можно всегда проработать с ребенком. Даже если в моменте у вас была очень бурная реакция или ребенок все же «свалился в истерику» стоит по итогам задать ребенку несколько вопросов:
• Что происходило с тобой?
• Что ты чувствовал?
• Как думаешь, что чувствовал другой человек в тот момент?
• Как иначе можно было действовать в той ситуации?
• Что можно сделать по-другому в следующий раз (о чем попросить, как иначе себя вести, к чьей помощи прибегнуть), чтобы ситуации была для обоих сторон приятной?
Ни в коем случае, не стоит затыкать ребенка, лишать его поддержки, или учить подавлять свои негативные эмоции. Речь не об этом!
Задача – научить разным конструктивным моделям поведения, которые помогут ребенку справиться с ситуацией и со своими чувствами. Показать ему, что палитра чувств сильно шире чем «радость-злость».
Что еще может помочь родителям и детям в этом ❓
- терапевтические сказки (например, Смирнова В. «Полезные сказки»);
- обсуждение эмоций и чувств героев литературных произведений, мультиков;
-проговаривание чувств и эмоций в различных ситуациях («я сейчас чувствую…», «в тот момент я почувствовал(а)…»);
- личный пример родителей (свой развитый ЭИ);
- разбор с ребенком различных ситуаций из жизни, но не с позиции кто виноват, а с фокусом на чувства и возможность альтернативного их проявления;
- можно познакомить ребенка с «Кругом эмоций»;
- можно поиграть в настолку про ЭИ, «Эмоциональный крокодил» и проч.;
- еще один вариант, научить ребенка технике «Копилка радостей» (в конце каждого дня проговаривать, что хорошего/интересного полезного у меня случилось за день) или упражнению «Осознанное прощение» (вспомнить свои негативные чувства за день и попробовать ответить на вопрос «Чему научила меня такая ситуация?»);
Существует много разных вариантов – выберите лучший для себя 🤗
Автор статьи:
Психолог школы Бала-Сити,
Мира Маннапова.
Comments